Четверг
25.04.2024
07:02




Категории
Поиск
Календарь
«  Январь 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Архив записей
    Статистика


    Понравился ли Вам наш сайт?
    Всего ответов: 120

    Охотничья маскировка



    Статьи о маскировке и охоте

    Главная » 2013 » Январь » 2 » История, назначение камуфляжа. Как он работает.
    22:48
    История, назначение камуфляжа. Как он работает.

    История камуфляжа

    С незапамятных времен люди стремились замаскировать себя. На охоте ли, на войне ли – это становилось порой критичным, чтобы выжить. Но если брать исключительно охотничье дело, то при скрадывании животных, например,  маскировка была делом первой необходимости. Искусство маскировки развивалось с течением лет, и в итоге родились варианты современных камуфляжных костюмов и всевозможных аксессуаров к ним.

    Изначально люди использовали как средства для маскировки подручные предметы. В дело шли ветки, трава, земля и другое. Их привязывали к телу, наматывали на руки, крепили к одежде, стремясь полностью слиться с ландшафтом. У американских индейцев впоследствии возникла традиция украшать перьями свои головные уборы, а на одежде их появилась свисающая бахрома. Это уже были более осмысленные меры маскировки. Та же бахрома выполняла одну из важнейших функций маскировочной одежды – она размывала контуры человеческого тела. Сейчас в продаже для охотника есть камуфляжные палатки и тенты.

    А вот история камуфляжных рисунков  в охотничьем деле совсем короткая. Сперва, на протяжении полувека, пятнистая одежда применялась исключительно в военной практике. Каждая схема армейского камуфляжа рассчитана на определенную местность, где будут находиться военнослужащие. При ее создании учитывались нормативные требования, предъявляемые военными к маскировке солдат на открытой местности. Понятно, что за основу бралось человеческое зрение, оно и становилось своеобразной точкой отсчета. Именно от человеческого взгляда стремились спрятать объекты создатели камуфляжа. Цветовая насыщенность рисунка, его геометрическое построение, контрастность фрагментов – все рассчитано на то, чтобы укрыть одного человека от другого. Во всех армиях мира камуфляжная экипировка получила большое распространение.

    Если проанализировать то, как развивался охотничий камуфляж, то становится очевидным, что его основе лежит камуфляж военный и стремление замаскировать одного человека от взгляда другого. За последние неполных два десятилетия камуфляжный рисунок стал развиваться наиболее бурно. И это связано как раз с тем, что он появился на охотничьем рынке. Массово стали производиться охотничьи костюмы, использующие пятнистую раскраску. Начало положили дизайнеры Джо Белт и Уильям Р. Джордан. Сперва в американском журнале «Copyright» они опубликовали серию камуфляжных рисунков («Advantage Timber», «Advantage Wetland Camo», «Advantage Camouflage», «RealTree X-tra Brown», «RealTree Hardwoods 20-200», «RealTree Hardwoods 20-200 Snow Camo»).

    В основе этих рисунков были заложены природные мотивы, воссозданные с тщательной реалистичностью. На протяжении нескольких лет в охотничьих костюмах использовался мотив «Advantage Camouflage», очень полюбившийся охотникам всего мира. 

    С течением лет спрос на реалистичные камуфляжные расцветки все возрастал. И стали появляться  модификации «Advantage Wetland Camo», «Advantage Camouflage» и «RealTree Hardwoods 20-200».

    Преимущества «природного» камуфляжа перед пятнистым.

    В природе нет ни одного животного, в окраске которого присутствовала комбинация листьев и ветвей. Но почему-то во многих охотничьих костюмах присутствует именно это сочетание. Причина понятна – ведь охотничий камуфляж произошел из военного. А тот ставил целью укрыть человека от другого человека, когда высматривающий противника солдат видит не человеческую фигуру, а набор цветных пятен. Однако, с животными такой номер не пройдет. 

    Чтобы понять принципиальный подход к выбору маскировки на охоте, нужно обратиться к первоисточнику. А именно – к самой природе. У всех животных и птиц, которым нужно укрыться от нападения хищников есть так называемая покровительственная окраска. Самые маленькие и беззащитные животные могут успешно спрятаться и выжить благодаря природному покрову их шерсти или оперения. Внимательно приглядевшись к этой окраске, можно понять, какой расцветке отдать предпочтение в своем охотничьем костюме.

    Можно разобрать это на примере охоты по перу, остановимся на гусиной и утиной. Зрение уток и гусей не столь острое, как у хищных птиц. И если тот же вальдшнеп может укрыться от зоркого ястреба, то, взяв в качестве образца его расцветку, мы можем смело рассчитывать на то, что менее остроглазые утки и гуси не различат человека в таком костюме. Этот же эффект дает рисунок, образцом для которого послужила раскраска болотной выпи. В костюме с такой раскраской можно успешно охотиться в зарослях камыша и на воде, где растительности мало.

    Словом, покровительственная окраска даст вам на охоте гораздо большее преимущество, чем пятнистая, рассчитанная в больше степени на человека.

    Назначение камуфляжа

    Слово камуфляж происходит от французского camouflage, что означает «маскировка».  Нужен он не для чего иного как для того, чтоб человека или другие объекты невозможно было визуально различить на местности. 

    Человека, пытающегося скрыться на каком-либо ландшафте, можно заметить и если он перемещается, и если неподвижен, если не приняты специальные меры. Если с перемещение все более-менее понятно, то неподвижную фигуру выдает явный контраст с окружающей местностью. Это могут быть цвета, которые не совпадают с пейзажем, или четкие очертания фигуры, которые идентифицируют его как человека, а не как элемент окружающей среды.

    Качественный и правильно подобранный камуфляж призван слить фигуру человека с пейзажем, изменив ее цвет и сломав и размыв очертания. Контуры становятся несимметричными, непропорциональными и неправильными. Попросту говоря, человек в камуфляже должен выглядеть как растение, часть болота или поля, как обломок скалы или стены. Одним словом, как предмет, опасности не представляющий.

    В живой природе распространены покровительственная окраска, или же мимикрия, когда форма тела животного или его цвет похожи на другой объект. Наиболее часто это подражание проявляется в сходстве с предметами неживой природы. Таким как растения, камни, пятна света. Подобная маскировка свойственна и хищникам и их потенциальным жертвам.

    Самой совершенной маскировкой обладают животные, способные быстро изменить свою окраску под цвет окружающей среды. Это могут делать, например, осьминоги или хамелеоны. Более простой способ – это сезонная линька, изменяющая окрас зверя на летний период или на зимний.

    Те же самые принципы мимикрии и покровительственной окраски используются и в камуфляже и маскировке людей. Здесь есть несколько параметров, которые определяют качество маскировки.

    Первое – цвет. Он должен быть неярким и неброским,если только человек не пытается замаскироваться на покрытом цветами лугу. Слишком темные тона нежелательны точно также, как и слишком светлые. В первом случае фигура будет заметной днем, а во втором – ночью.

    Самые простые виды камуфляжа – это зимний и ночной. Первый предназначен для маскировки на снегу. Он либо чисто белый, либо по белому фону идут темные пятна. Второй обычно однотонный – либо черного, либо темно-серого цвета.

    Во всех прочих случаях при подборе камуфляжа надо ориентироваться на время года и то, как выглядит в это время окружающая среда. В средней полосе России ранней весной используется камуфляж с преобладанием белого, серого или черного цветов;  поздней весной в нем должны присутствовать насыщенные оттенки зеленого цвета, а также темно-серый и коричневый цвет. Летом в лесной зоне в одежде должны преобладать зеленый, серый и коричневый цвета, а осенью - тускло-желтые, буро-красные,  коричневые, зеленые оттенки. Для поздней осени в лесу лучше выбрать одежду с использованием черного, серого, коричневого и желтого цветов.

    Второй параметр – это расположение цветовых пятен. Как раз с помощью пятен силуэт человека размазывается и ломается. Одежда свободного покроя будет дополнительно искажать очертания человеческого тела.

    В качестве дополнительных элементов маскировки используется грим, перчатки или сетка. Все они маскируют открытые участки человеческого тела. Если нет специального грима, то подойдет сажа, обычная грязь или сок растений. В маскировку можно добавить естественные элементы - пучки травы или ветки, а можно просто нашить лоскутки ткани. Симметрии при этом быть не должно. Нужно иметь в виду, что на некоторых ветка листва увядает довольно быстро и для маскировки уже не годится. Лучше всего использовать ветви деревьев хвойных пород или дуба. И, разумеется, они должны быть «родными» данной местности. Чужеродный объект маскировку только нарушит.

    Третий параметр – освещенность. Лучше знать заранее, при каком освещении будет использоваться ваш камуфляж. В целом, легче всего замаскироваться либо в тени, либо там, где освещение контрастное, и свет, пробивающийся сквозь листву или ветви, ложится пятнами.  Если вы решили расположиться в одном месте надолго, надо помнить, что освещение с течением времени будет меняться, и место, находящееся в тени, может стать хорошо освещенным.

    Четвертый параметр – маскировка звуков и движений. В этом помогут всевозможные укрытия – высокая трава, складки рельефа, кусты и деревья. Если приходится ждать в засаде, то быстрых и резких движений следует избегать.

    Охотничий камуфляж призван максимально точно воспроизвести на ткани  маскировочного костюма детали окружающей местности. В отличие от военного камуфляжа, охотничий камуфляж не может быть универсальным, в противном случае он будет малоэффективен. Всякий маскировочный костюм имеет узконаправленное назначение и хорош только на определенной местности, в определенное время года и суток.

    Как работает камуфляж

    Откуда взялся камуфляж, как он работает? Нужен ли он вообще, или можно обойтись без этих современных «наворотов»,  отдав предпочтение дедовским методам и собственному искусству охотника?

    Кто-то из охотников считает, что тратиться на камуфляж совершенно нерационально, потому как все равно он не сделает человека невидимым.  Другие напротив, увлеченно коллекционируют различные костюмы и аксессуары к ним, подбирая их сообразно местности и условиям охоты.

    Мысль о том, что камуфляж на охоте не нужен, имеет под собой основание. Но сперва нужно разобраться, что же такое камуфляж вообще, как он работает, и правда ли от него есть на охоте прок. Противники камуфляжа считают, что достаточно надеть одежду, окрашенную в неброские цвета, чтоб взгляд животных не зацеплялся за нее. Но это мнение ошибочно, что подтверждают многочисленные исследования.  Чтобы объяснить это более наглядно. Приведем пример. Брошенный на светлый песок лист бумаги, хорошо виден там с расстояния в несколько метров, более того, любой, кто на него смотрит, без труда определит, что это за предмет. Но стоит присыпать его немного песком, и очертания размываются. Становится не только трудно разглядеть этот лист, но и опознать, что же это такое.

    Отсюда растут корни у двух основных принципов работы камуфляжа. Это – визуальное искажение контуров тела и соответствие местности, географическое либо сезонное. Оба принципа одинаково важны, хотя зачастую почему-то больше внимания уделяется второму. То есть – стремление слиться с местностью, повторив ее рисунок, выходит на первый план.  Однако, это неверный подход. Охотника взгляду животных выдает не столько отличие в цвете его одежды, сколько узнаваемые очертания фигуры.  В этом как раз и есть минус обычной одежды. Даже подобранная под основной тон местности, она будет хорошо заметна, потому что большая площадь залита одним цветом, что для естественного ландшафта совершенно нехарактерно. В дикой природе монотонных покрытий не встречается вообще.

    Камуфляж же пестрит разнообразными пятнами, которые и делают фигуру охотника размытой, искаженной, маскируя его под местность. Правильно подобранный под цвета ландшафта камуфляж поможет слиться с окружающей природой. А размытые контуры сделают почти невозможным для зверей опознать человеческую фигуру.

    И тут закономерно встает вопрос – какая цветовая гамма камуфляжа будет наиболее подходящей. Ответ – универсального камуфляжа, увы, не бывает. Невозможно стать невидимым в одном и том же камуфляжном костюме в летнем лесу, в поле или на снегу. Однако, это не повод для огорчения. Нет острой необходимости в том, чтобы в точности соответствовать цветовой гамме местности. Многие звери видят только в черно-белых цветах. Так что дело остается лишь за тем, чтобы размыть контуры человеческого тела. Тщательно подбирать камуфляж по цвету вам придется, если предстоит охота по перу. Как раз птицы-то цвета различают отлично. И тому подтверждением служит их яркий брачный наряд.

    И наконец, несколько слов о том, нужен ли камуфляж или все-таки нет. Есть моменты, которые не относятся напрямую к качеству камуфляжа, однако имеют большое значение на охоте. Если вы одеты в самый наилучший камуфляжный костюм из искусственного материала, то даже полностью слившись с местностью, вы можете оказаться заметным для зверя. Почему? Вас может выдать ветер – если он дует от вас в сторону животного, не поможет никакая маскировка. А если направление ветра обратное, то можно быть одетым во что угодно и просто стоять, сохраняя неподвижность и поджидая свою дичь.

    На охоте с собакой нужно помнить, что собачья шерсть сохраняет запах человеческого жилья и самого человека пять-шесть часов. Потому преследуемое собаками животное, порой безостановочно бежит очень долгое время – оно чует человеческий запах. На охоте собак категорически нельзя гладить. Еще лучше, если за сутки до охоты они вообще не будут входить в дом. Желательно также выветрить свою охотничью одежду. Одежда также очень долго сохраняет запах дыма от костра.

    Поскольку ветер на охоте может перемениться в любой момент, не стоит полагаться на то, что если вы подходите к зверю с правильной стороны, он вас не заметит. Лучше озаботиться тем, чтоб замаскировать запах. Наиболее простой способ – это натереть одежду еловыми ветками. А чтобы замаскировать дыхание – пожевать хвою. Когда кругом в изобилии растут травы, то прекрасным выбором будут чабрец или полынь.

    В итоге у читателя может возникнуть сомнение – а зачем вообще нужны все эти современные изыски? Ведь обходились как-то раньше люди, многие охотой кормили свои семьи. И никакого камуфляжа у них не было и в помине. Очевидно, что наших прадедов выручало мастерство. А сегодня это же мастерство, вкупе с современными наработками, может сделать вашу охоту еще эффективнее.

    Дрождина Екатерина.
    Материал взят с портала За трофеем.ру
    Просмотров: 2397 | Добавил: admin
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]